Принципы выкладки товара. Мерчендайзинг в сетевых магазинах
Существуют ли правила выкладки товара? Конечно, существуют рекомендации по выкладке, которые, как правило, позволяют увеличить товарооборот. Но , конечно, к каждой торговой точке нужно подходить индивидуально.
- Большинство покупателей смотрят, как правило, в верхний правый угол полки, а затем осматривают каждую полку слева на право.
- Самые высокие продажи обеспечит выкладка товара на уровне глаз покупателя, на полках выше продажи одного и того же товара меньше на 20%, на нижних полках на 50%. Правило золотого треугольника: исследователи заметили , что зона между входом в магазин, линией касс и местом расположения самого ходового товара в магазине имеет очень высокую проходимость. Эта зона имеет форму треугольника и продажи в ней выше.
- Выкладка может осуществлять по брендам , либо по свойствам товаров. Так можно увидеть , как в Пятерочке выложен сок по брендам (фото ниже). Сначала идут соки под брендом “Сады Придонья”, затем “Моя семья” и т.д. А бывает выкладывают сначала яблочные соки, затем апельсиновые и т.д.
- Большинство покупателей движутся по периметру магазина против часовой стрелки. Импульсивные случайные покупки чаще совершают в начале своего “путешествия ” по магазину.
- Импульсивные покупки. Как правило, в прикассовой зоне и в проходимых местах (ТЖ), куда обязательно будет обращено внимание покупателя располагают не очень дорогие товары, которые не сильно ударят по кошельку.
При выкладке непродовольственных товаров стараются расположить продукцию внутри отдела так, чтобы было понятно покупателю. Например, если это ковры, то можно расположить сначала современные ковры с высоким ворсом, затем современные ковры с низким и средним ворсом, затем классические из синтетических материалов и после шерстяные ковры. В зонах вначале отдела стараются расположить предложение “лучше цена”, чтобы привлечь этим товаром покупателя в отдел. Если это шторы, то можно расположить товары по цветовой гамме, начиная от дешевых, заканчивая дорогими. Вообще стоит экспериментировать, и пробовать так, потом иначе. За счет грамотного мерчендайзинга можно значительно увеличить товарооборот. Я также ранее работал в одном из сетевых магазинов и придумывал схемы размещения внутри отдела. Однажды, как помню, переместив товар из одного места в другое, более доступное для покупателей продажи по этой группе товаров выросли с 30 тысяч рублей в неделю до 200 тысяч. Такой скачок был обусловлен не только сменой места расположения, но и тем , что на товар этого вида спрос именно летом был выше , т.е. нужно учитывать еще и сезонность.